March 28, 2014

минувший год

ОБЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ заключалась в тотальном ужесточении отношений к мигрантам со стороны медиа. Журналисты «больших» СМИ с энтузиазмом транслировали ксенофобию, производимую широким кругом ньюсмейкеров - от Путина до Ксюши Собчак, от Собянина до питерского госчиновника Мещерякова, от ФМС до "народных" дружин. В ряде ресурсов – и особенно в комментариях добрых читателей – стоял (и стоит) вопль и антимигрантская истерия. 

весна-2014

Демонстративные демарши фашиствующих группировок, издевательские "зачистки",  концентрационные лагеря для нелегальных мигрантов – федеральные каналы информации рассказывали об этих «инициативах» так настойчиво и с таким упоением, что возникало ощущение: идет перезагрузка общественных ценностей. Это было похоже и на зондирование: как далеко среда допустит изменение тренда. Сегодня, на границе марта и апреля, после неравного противостояния России и Украины, рекордной кампании клеветы в СМИ РФ, - уже можно констатировать: перезагрузка состоялась.
На примере украинской темы можно было видеть те же медийные приемы, что и в теме миграции: настойчивое повторение мифов, неполная или лживая статистика, выдернутые из контекста факты и высказывания, прямая ложь, широкая трансляция ксенофобии. В какой-то момент эти две горячие темы – Украина и миграция - пересеклись в точке лжи: когда работающие в РФ украинские граждане были названы… беженцами. Несмотря на протест и резкую критику, эту ложь какое-то время повторяли в новостных выпусках российские федеральные телеканалы, она осела в интернет-ресурсах. 

весна-2013

Тема миграции звучала очень интенсивно, было много информационных поводов разного характера: юридические, криминальные, бытовые; журналисты освещали акции правозащитников, инициативы мигрантов, предложения политиков и мнения экспертов. Продолжалась тема ужесточения миграционных законов, много писали о квотах, патентах, медстраховке, штрафах и других санкциях. По-прежнему много информации было посвящено теме владения мигрантами русским языком, писалось об экзаменах по языку и культуре, было много практической информации – вплоть до адресов и расписания экзаменов.

Заметным ньюсмейкером оставалась государственная власть в лице президента России, ФМС, Минтруда и других госстукрур. Они комментировали собственные законопроекты: о прописке и уголовной ответственности за фиктивную регистрацию, о медицинском страховании мигрантов. Пресса и интернет-ресурсы писали о создаваемых (или запланированных) центрах занятости, центрах адаптации, доходных домах – и других мерах, призванных упорядочить трудовую миграцию или помочь мигрантам.