КАК РАБОТАЛИ МЕДИА НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЭТИХ ТЕМ?
Май 2020 года, Грузия
Галина Петриашвили
Как и повсюду в мире, первоначально
это была абсолютно доминирующая тема, при этом не особенно сегментированная на
аспекты. В марте медиа старательно и с большой тревогой фиксировали
эпидемиологическую ситуацию: статистику зараженных, источники инфекции, число
мест в больницах и какие меры приняты. Однако уже в апреле журналисты стали
рассказывать о более широком спектре проблем, высвеченных вирусом. Их условно
можно поделить на три больших направления:
- Экономика (что ждет нас в конце карантина?)
- Политика (как партии используют создавшуюся ситуацию в своих целях)
- Социальное взаимодействие (гражданская активизация населения, взаимопомощь и поддержка)
При этом тема миграции пронизывала
все эти три направления.
ФБ-страничка «Пул Миграция» -
сообщество журналистов и экспертов, интересующихся темой миграции. Ресурс
провел несколько блиц-опросов.
Один из них касался сети Фейсбук:
Ответ этой же аудитории на вопрос о том, как регулярные медиа освещали эту тему:
Грузия – страна с интенсивно
развивающимся туризмом. Пандемия поставила под удар экономику, лишила заработка
огромной части населения. Правительство предприняло некоторые меры для
сглаживания удара: налоговые послабления, банковская отсрочка по выплатам
(кредитные каникулы), небольшие пособия для потерявших доход, оплата
коммунальных расходов для определенной категории населения. В Грузии
традиционны критические настроения в отношении власти. При всей активности со
стороны населения, оппозиции, на этот раз критики были более лояльны. По двум
причинам: Грузии удалось избежать худшего эпидемиологического сценария;
скромные субсидия правительства очень выгодно отличали Грузию от других стран
пост-советского пространства.
Опрос на страничке «Пул Миграция»:
Как тема Миграция и Пандемия в целом
освещалась в грузинских медиа? В Ассоциации журналистов «ГендерМедиаКавказ» есть
группа журналистов, специализирующаяся в этой тематике. Ее участники сделали импровизированный
блиц-мониторинг темы Миграция и Пандемия. Каковы были ее основные аспекты?
· Проблемы тех людей, которые оказались в изоляции в странах работы, и способы помощи;
· Карантинные меры для возвращающихся из-за границы (туристов и трудовых мигрантов) - медиа, особенно телевидение, подробно освещали тему в жанре репортажа;
· Невозможность граждан Грузии выехать на сезонные заработки в другие страны (Турция, Эстония, Греция, Россия);
· Зависимость семейного бюджета от денег, присылаемых трудовыми мигрантами;
· Зависимость экономики семей от денежных переводов, поступающих из России. По этому вопросу ряд аналитиков выражали осторожный оптимизм. Его смысл заключался в том, что нет худа без добра, поскольку РФ неоднократно нарушала договоренности в одностороннем порядке и каждый раз кризис вынуждал Грузию находить более предсказуемых и стабильных партнеров в других странах;
· Критика власти за отсутствие альтернативного плана для трудоустройства трудовых мигрантов – эта критика нередко имела характер политических нападок.
Туризм, внешняя торговля и денежные перечисления из-за границы - три уязвимых места грузинской экономики, имеющие непосредственное влияние на экономику семей и социальную жизнь в стране. В мае грузинский офис международной организации «Transparency International» опубликовал доклад “Зависимость грузинской экономики от России: тенденции и опасности”
Для темы МИГРАЦИЯ ключевыми являются два показателя за 2019 год:
• Российские
туристы потратили в Грузии 700 миллионов долларов.
• Размер
денежных перечислений из России составил 429 миллионов долларов.
Эти цифры дают представление о том,
с какими трудностями столкнулась наша экономика в связи с пандемией.
В процентном соотношении аспекты темы Миграция и Пандемия (по частоте освещения) распределились примерно так:
Мониторинг проводился волонтерами и
не может претендовать на исчерпывающую точность, однако он вполне отражает
приоритетность медийного внимания к теме Миграция и Пандемия. При этом
повседневными социальными аспектами в большей степени были озабочены
провинциальные медиа и не самые рейтинговые СМИ; широкие национальные агентства
намного больше внимания уделяли туристической отрасли в целом.
Материал
опубликован рамках программы
Федерального
Министерства Иностранных Дел Германии
No comments:
Post a Comment